История художественной ковки

Тысячи лет существования ковки позволили ей сформироваться в отдельный вид творчества, который дошел и до наших дней. Истоки ручной обработки металла уходят корнями в глубокую древность, когда покорение человеком огня дало возможность создавать сначала необходимые для жизни предметы, а позже — настоящие произведения искусства.

Первые найденные предметы, созданные при помощи ковки, датируются II тысячелетием до н.э. В то время ножи, кинжалы, браслеты и перстни создавались из бронзы и меди, благодаря относительной простоте обработки этих металлов.

В античные века начались первые опыты по обработке стали, тогда же произошло и формирование двух основных направлений работ — ковки и литья. Причем кованые изделия изготавливали исключительно из благородных металлов, а кузнец являлся и исполнителем и художником одновременно.

Славяно-романские народности во многом переняли особенности и почерк, присущие латинской культуре, особенно выражены они в работах ремесленников Мордовии, Чехии и Словакии. Они оттачивали свое мастерство, в огромном количестве изготавливая различное оружие и доспехи, в то время как восточно-славянские мастера ориентировались в большей степени на создание предметов обихода.

На западе Европы кованые изделия были распространены в качестве ограждений. Они использовались для защиты церквей, монастырей и домов аристократии. Именно здесь появились первые кованые ограды, заборы и навесы.

В эпоху готики, которая пришлась на XV–XVI века, европейское кузнечное ремесло отличалось выверенностью и строгостью деталей, лаконичностью линий. Стали популярны устремленные ввысь тонкими шпилями стрельчатые арки, кованые сплетения на витражных окнах, заборы с окантовкой из тонких прутьев сверху.

Период Ренессанса характеризуется рядом отличительных черт, присущих кузнечному делу многих стран. Развитие композиции сменило акцент с опоры на внешнюю раму, стали использоваться прутки с круглым сечением, узоры в виде завитков, спиралей, восьмерок.

Возрождение ознаменовалось новыми навыками и технологиями работы с металлом, что открыло новые горизонты творчества. В частности, появился прием прошивки, позволяющий создавать эффект пересечения спиралей и завитков.

Линии кованых изделий эпохи барокко стали более плавными. Создавались предметы с обилием мелких элементов, появились пышность и округлость деталей. Технику работ того времени характеризируют обилие овальной символики и точная симметрия.

Сменивший стиль барокко рококо просуществовал недолго, но привнес свои особенности. На место логических и завершенных форм пришло множество декоративных элементов и облегченные рамы, появилась целая плеяда витиеватых балкончиков, изящных беседок и перил.

Кованые изделия времени классицизма — это обилие ажурных узоров, максимальная открытость и легкость. Их обязательный элемент — копья с острым наконечником, а также обилие витков, скульптурные детали, прямоугольные формы и нарочито вытянутая конструкция.

Начало XX века ознаменовалось отторжением всего традиционного. Агрессивный и динамичный модерн задал иную направленность — хаотичность в линиях, демонстративно непропорциональные формы и отсутствие целостной композиции.

Ему на смену пришел минимализм конца XX века, а кованые изделия вернули былую популярность и славу, завораживая своей силой, изяществом и красотой исполнения.